info@intervid.com.ua +380678205555
Перезвоните мне

Новости - Команада АМПУ направила Президенту Зеленскому ряд предложений

Новости
10.10.2019

В государственном предприятии АМПУ озвучили перечень законодательных инициатив, необходимых для стабилизации положения и планомерного развития отрасли. К ним относятся изменения в политике распределения дивидендов, принятие закона о концессии, развитие дноуглубительного флота. Эти и другие предложения были направлены в офис Президента Украины.

Что предлагает Президенту Администрация морских портов Украины

Еще летом в Администрации морских портов Украины прошла пресс-конференция, на которой в словах и.о. председателя госпредприятия Райвиса Вецкаганса и других руководителей прозвучали ключевые вопросы, решение которых на законодательном уровне обеспечит успешное развитие отрасли. С этими инициативами АМПУ обратилась в офис действующего Президента Украины Владимира Зеленского. На госпредприятии полагают, что принятие Президентом, Кабинетом Министров и вновь избранной Верховной Радой этих решений положительно скажется на состоянии дел как АМПУ, так и портовой отрасли в целом. Райвис Вецкаганс также рассказал об определенных успехах, достигнутых за время его руководства предприятием, подвел некоторые итоги работы за первые семь месяцев текущего года. Далее кратко излагаются основные положения, озвученные главой АМПУ в ходе конференции.

Дивидендная политика

Для АМПУ дивидендная политика, точнее ее пересмотр, является одним из ключевых вопросов. В настоящее время 90% прибыли, полученной госкомпанией, перечисляется в бюджет. В такой же ситуации находятся и другие государственные стивидорные компании.

Такое положение и чрезмерная бюрократизация всех процессов отрицательно сказывается не то что на развитии, но даже на банальной конкурентоспособности государственных стивидоров. Прежде всего, сокращаются объемы перевалки. Так, только в течение последних пяти лет этот показатель снизился почти в 2 раза – с 37 до 20 процентов. Без принятия соответствующих мер тенденция будет продолжаться. Государственные предприятия будут уступать свою долю рынка бизнес-структурам, которые работают в гораздо более выгодных условиях.

Государственную дивидендную политику в отношении АМПУ трудно назвать взвешенной. Так, в 2015 году АМПУ компания направляла в госбюджет 30% прибыли , в 2017 г. дивидендные отчисления выросли до 75%. По результатам дискуссии в Правительстве, где на стороне госпредприятия выступил и Министр инфраструктуры, на 2018 год эту долю получилось уменьшить до 50%. В 2019 году ситуация снова кардинально изменилась – нормативные отчисления прибыли в бюджет выросли до 90%. Такая ситуация чревата полной остановкой стратегических для отрасли инфраструктурных проектов (а они все относятся к долгосрочным и рассчитаны, минимум, на 3-5 лет). В результате, ни о каком планомерном развитии речь идти не может.

Важное замечание! Предварительный финансовый прогноз деятельности на 2020 г. показывает, что предприятие сможет использовать для капитальных инвестиций не более 500 млн грн.

Естественно, госкомпания будет изыскивать дополнительные источники финансирования проектов. Но реально, этих средств (500 млн. грн.( хватит на строительство, выражаясь фигурально, половины причала. А на балансе АМПУ таких объектов более 250 (точное число – 264). Многие из них эксплуатируются уже не одно десятилетие, остро нуждаются в ремонте, реконструкции и переоснащении. Для предприятия это жизненно важная проблема. По сравнению с 2018 г., когда на эти нужды предприятие сумело выделить 1.3 млрд. гривен, перспективы 2020 г. выглядят удручающе.

Дефицит капитальных инвестиций означает, прежде всего, невозможность реализации некоторых важных проектов, планировавшихся совместно с клиентами компании. Так, в Мариуполе была намечена реконструкция третьего причала. Это позволило бы развиваться региональному кластеру перевалки сельскохозяйственных грузов, что стало бы достойной альтернативой грузам компаний горно-металлургического комплекса. Другой масштабный проект планировался в Николаеве. В его рамках должен быть восстановлен нулевой причал для клиента, входящего в число крупнейших мировых зернотрейдеров – компании COFCO. Из-за недостатка средств эти планы оказываются под угрозой и, уж точно, нуждаются в пересмотре. АМПУ придется обращаться к альтернативным вариантам финансирования, но гарантии реализации проектов в полном объеме это не дает. Более того, угрожающая ситуация складывается с исполнением Украиной ряда международных обязательств. Например, проектирование и анализ влияния на экологию глубоководного судоходства «Дунай – Черное море» также могут остаться нереализованными. А ведь благодаря этому проекту должна в будущем серьезно вырасти конкурентоспособность дунайских портов Украины.

Если ставка дивидендных отчислений сохранится на уровне 90%, возможно значительное, если не сказать катастрофическое, снижение инвестиционных вложений в портовую инфраструктуру. Снижение объемов инвестиций по сравнению с 2018 годом может оставить 2,6 раза. Устранению, хотя бы частичному, проблемы поспособствовало бы снижение размеров отчислений до 30% — такой вариант на настоящий момент можно считать оптимальным для АМПУ. Примером может служить зарубежный опыт. Так в Роттердаме в настоящий момент уровень отчислений не превышает 40% , а ранее в течении десяти лет был вообще нулевым. В Европе с прибыли администраций портов налоги не взимаются. Более того, поддержку оказывает и государство, и международные институты, в частности, в виде дешевых долгосрочных кредитов.

АМПУ работает над созданием и развитием стратегической портовой инфраструктуры – акваторий,, фарватеров, каналов, причалов, подъездных путей. Как показывают расчеты, на каждую гривну, инвестированную АМПУ в дноуглубление, строительство и реконструкцию причалов, приходится не менее пяти гривен привлеченных частных инвестиций в перевалочные мощности. Т.е. после создания госкомпанией стратегической инфраструктуры частный бизнес готов вкладываться в строительство терминалов. Если АМПУ не выполнит своих задач, то предприниматели просто не смогут строить перевалочные мощности или использовать возможности новых терминалов в полном объеме.

Закон о концессии и стратегия развития

Руководство АМПУ считает крайне важным вопросом утверждение разработанной госкомпанией Стратегии развития морских портов Украины на период до 2038 года. Вопрос ее наличия интересует международных инвесторов в первую очередь. Принятая ранее Стратегия развития до 2013 года исчерпала себя, необходим обновленный документ. В нем следует наметить новые ориентиры и ликвидировать уже выявленные недостатки и откровенные ошибки стратегического планирования. К таким, например, относятся ситуации в Одессе и Николаеве, где мощности объектов портовой инфраструктуры вдвое выше пропускной способности железнодорожных и автомобильных подъездных путей.

Казанные в Стратегии приоритетные направления развития портовой отрасли зададут четкие ориентиры для владельцев частного капитал. Т.е. , например, указание глубин в 21 м в акватории порта «Пивденный» и 16 метров в порту в Черноморске становятся основанием для дальнейшего планирования действий инвесторов, перевозчиков, других заинтересованных участников процессов. Разработанный АМПУ проект обновленной Стратегии создавался с учетом текущих политическую реалий, внешних воздействий, перспективных планов и уже прошел экспертизу. Дело только за его утверждением.

О главном! Новое ускорение развитию портов придаст принятие нового закон о концессии.

Без обновленного законодательства о концессиях на значительные сдвиги в развитии морских портов рассчитывать трудно. Ведь государственным стивидорным компаниям становится все труденее выдерживать конкурентную борьбу с частиниками, работающими в более мягких условиях. Сказывается и дефицит инвестиционного капитала. Создание на основе госстивидоров государственно-частных партнерств – один из приоритетов национальной стратегии развития транспорта. И это не прихоть, а требование современного рынка – грузоотправители и перевозчики не склонны к продолжению сотрудничества, если им предлагается устаревшая, исчерпавшая ресурс перевалочная инфраструктура.

Экологический вопрос

Правительством утвержден важнейший документ, разграничивающий полномочия и определяющих механизмы совместной работы АМПУ и Государственной экологической инспекции, в том числе, при обнаружении загрязнений. Его положениями за АМПУ остается контроль акватории, а для Госэкоинспекции определены механизмы и сроки проведения проверок при наличии загрязнений. Со стороны госкомпании такая работа (замеры загрязнений, мониторинг акватории портов, поиск источников загрязнений) ведется регулярно. Стоит отметить, что далеко не основным источником загрязнений портовых вод и территорий являются суда. Соответственно, требуется принятие еще двух нормативных документов, чтобы использовать в портах Украины практику и защиты окружающей среды, распространенную в европейских странах.

Развитие водных путей внутри страны

Внутреннее судоходство, речные порты и их развитие – не менее важный вопрос. Для решения проблем развития этой отрасли, в том числе, финансирования, потребуется разработка нового закона. В настоящий момент приказом Мининфраструктуры она находится в ведении АМПУ. Для госпредприятия важно не только в краткосрочной, но и более длительной перспективе упрощение механизмов привлечения средств частных инвесторов, решить вопрос с направления развития внутреннего речного судоходства.

«Порт-лендлорд»

Одной из жизненно важных проблем остается корпоратизация АМПУ. Ее решение позволит регулировать имущественные вопросы, упростит использование прогрессивной и распространенной за рубежом концепции «порт-лендлорд». Это повлечет, в свою очередь, гармонизацию планирования землепользования, даст управляющим органам дополнительные полномочия в вопросах использования финансовых активов, упростит заключение соглашений об аренде причалов.

О главном! Корпоратизация АМПУ – вопрос, решение которого не терпит отлагательства.

Состояние и перспективы дноуглубительного флота

Сегодня развитие флот идет в соответствии с принятой в 2017 г. программой. Основная задача этого флота – контроль и поддержание на паспортном уровне глубин подходов в портовых акваториях. Упомянутая программа предполагает для АМПУ, как одного из крупнейших украинских судовладельцев, ряд мер по расширению ассортимента и повышению качества услуг, покупку новых судов, ремонт и модернизацию имеющегося на балансе флота и других активов. Решением Мининфраструктуры на госпредприятие были возложены обязанности по поддержанию паспортных глубин и водных путях внутри страны. Уже в 2019 г. объем вложений АМПУ в ремонт плавсредств (собственных и поступивших на баланс предприятия от «Укрводпути») и дноуглубление превысили 0.5 млрд грн., что превысило аналогичный показатель всего 2018 г. в 1,6 раза.

По оценкам экспертов, за счет естественных донных наносов в каналах, на речных фарватерах, подходах и в акваториях портов, в том числе, морских, для углубления дна потребуется ежегодно производить работ объемом порядка 7 млн куб. м. Одна из главных задач предприятия – обеспечить на водных путях паспортные глубины, что позволит загрузить порты работой в полном объеме. В ходе ее решения уже к середине 2019 г. объем выполненных флотом госкомпании и техникой подрядчиков работ превысил 3,5 млн. куб. м.

Ранее большинство объемов работ госпредприятия приходилось на капитальном углублении порта «Пивденный». Сегодня приоритетом стало дноуглубление до паспортных отметок в остальных украинских портах. Завершены такие работу в Одессе и Измаиле, Одессе, начаты в портах Азовского моря. На текущий момент решены связанные с напряженной внешней ситуацией проблемы с поиском подрядчика в Мариуполе. Завершение работ по дноуглублению, достижение паспортных характеристик глубины в порту Мариуполя намечено на следующий год. Задача того же периода в Бердянске — не допустить отклонения от паспортных глубин.

Как уже говорилось, в соответствии с приказом Мининфраструктуры на АМПУ возложены аналогичные задачи — сохранение и восстановление паспортных характеристик водных путей внутри страны, в том числе, днепровских. Суммарная из протяженность на текущий момент составляет 2714 км. Компания собственными силами и с привлечением подрядных организаций начала работы на Кременчугском (планируемый объем — 770 тыс. куб.м) и Каневском (объем работ – около в и 30 тыс. куб. м. ) водохранилищах. По их завершении на этих маршрутах будет гарантирован безопасный проход судов любого тоннажа.

На текущий год намечено завершить такие работы как:

  • Плановые очереди дноуглубительных работ в портах «Черноморск» и «Пивденный».
  • Реконструкция причала 1-з в рамках совместного проекта с «Бруклин-Киев» в порту Одессы. На сегодня проект, начатый еще в 20102 г. фактически стал долгостроем, но в 2019 г. будет завершен.
  • Реконструкция 4-го причала в мариупольском порту под строительство комплекс по перевалке зерна. Завершение работ намечено на ноябрь.

Объемы перевалки грузов в украинских портах

По данным на последние числа июля 2019 г. отмечен прирост объемов перевалки грузов в украинских морских портах на 11 млн. т или 15% относительно показателей 2018 г. Такое плоды принесла согласованная работа АМПУ, стивидорных компаний и владельцев грузов. Основной прирост дает продукция компаний сельскохозяйственного сектора – увеличение составило 34,4%. Поддерживают тенденцию и ГМК – перевалка рудных грузов выросла на 29,8%. Основной причиной выступают привлекательные для производителей цены. Наметились позитивные сдвиги в контейнерных перевозках — прирост на 19%, причем увеличение было отмечено и в прошлом году.

Те же статистические данные говорят о стремлении к консолидации грузов. Так, всего 4 порта Украины, а именно «Пивденный», Одесса, «Черноморск» и Николаев обрабатывают более 80% общего объема перевалки, причем прирост по ним составляет 23.8%. 12%, 18% и 22% соответственно. В дальнейшем тенденция сохранится, поскольку отправители груза в США и КНР работают с крупнотоннажным транспортом, которому необходима «большая вода».

В малых портах на этом фоне складывается плачевная ситуация – они переходят в разряд убыточных и вынуждены прикладывать усилия не для развития, а для выживания. Например, объемы перевалки за ткущий год составляют в портах Скадовск 2 тыс. т, Усть-Дунайск – 29 тыс. т, Белгород-Днестровск порт – 84 тыс. т. Соответственно, система управления этими объектами требует реформирования – планируется задействовать для этих целей расположенные рядом филиалы компании.

В этом направлении однозначно сформулирована стратегическая цель – получить прирост объемов перевалки в портах Украины не менее чем на 25 млн.т за ближайшие пять и выйти на уровень 200 млн.т к 2038 г. Сценарий достаточно оптимистичный. Но добиться таких показателей можно, если увеличить эффективность инфраструктуры портов и установить взаимовыгодное партнерство между государственными и бизнес –структурами.

Закажите услугу онлайн
Далее
Заказать звонок
Закажите звонок и наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время
заказ Услуги онлайн
Чтобы помочь Вам найти оптимальный тариф и специалиста по необходимому Вам направлению, просим отправить заявку:

Политика в области сохранения персональных данных

ЗАПРОС СТОИМОСТи ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ ПО ОПТИМАЛЬНОМУ ТАРИФУ
И последний шаг

Политика в области сохранения персональных данных

Спасибо за заявку!
В ближайшее время с вами свяжется наш менеджер.
Ошибка!
Вы заполнили не все обязательные поля!